Новости сайта

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

 
 
Изображение пользователя Админ ИЭиП
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
от Админ ИЭиП - Пятница, 29 Июнь 2018, 12:20
 

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Современному обществу все чаще и чаще, приходится сталкиваться с проблемой детского аутизма… Ученые всего мира бьют тревогу. Еще 30 лет назад выявлялось 1-2 случая аутизма на 10 000 человек, сейчас детей с аутизмом рождается 1 на 90-100 человек, это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.

Аутизм – тяжелый недуг, в виде крайней формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Дети, страдающие аутизмом, находятся сами в себе, они отгорожены от окружающего мира «глухой стеной», «оторваны» от реальности и не могут адекватно на нее реагировать.

В повседневной практике, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Причем, симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка, которые у аутичных детей проявляются в виде нарушения «комплекса оживления». Такой ребенок слабо реагирует на свет и на звук. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать свою мать. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя. Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь, какой – либо яркий предмет, громкий звук, однако также неожиданно он может панически испугаться любого предмета или звука. У такого малыша часто наблюдаются двигательные стереотипы, он может часами раскачиваться в коляске или кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в, более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого, глаза в глаза взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части его лица или детали одежды. От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру или уединение. Причем они могу одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. А у некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким – либо предметом. Они любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшее изменение в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя», либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки аутоагрессии, возникающей при малейшей неудачи. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в различных формах. К этим формам относится:

1.Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту.

2.Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов.

3.Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы других, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Они не чувствуют подтекста ситуации.

4.Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма. Глубокий вариант аутизма встречается только у одного ребенка из тысячи.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Предположительно ими могут быть следствием нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

Аутизм – это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднение даже у специалистов, это связанно с очень широким спектром проявлений аутизма, и с недостаточной изученностью причин этого расстройства. Но без своевременной диагностики и медико – психологической и психиатрической помощи значительная часть детей страдающих аутизмом становятся не приспособленными к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работы большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальные способности. Самые значительные успехи наблюдаются при раннем (до 3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни. Аутисты – талантливые и одаренные люди, среди них много потенциальных гениев, но реализованных,к сожалению — единицы. Детей с аутизмом не нужно жалеть, им нужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они просто другие, но им тоже необходимо дать шанс жить, любить, мыслить, учиться, радоваться и мечтать. Недоброжелательность и отторжение окружающими увеличивают страх ребёнка и его родителей перед появлением в общественных местах, усложняя и без того тяжёлое душевное состояние ребенка и его семьи. Им всего лишь нужна наша помощь, понимание и терпимость. В настоящее время не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.

Мировая практика показывает, что только государственная система помощи позволяет значительно снизить в дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. И даже получить экономическую выгоду. Ведь в нашей стране таких детей не меньше чем в других странах мира.